Wednesday, 15 July 2015

Реинжиниринг процессов как средство радикального повышения их безопасности.

В высоко конкурентном рыночном окружении предприниматели стремятся к опережению конкурентов по  ключевым показателям, важнейшим из которых является соблюдение техники безопасности на рабочих местах. В этом помогает применение процессного подхода при организации работы компании, оптимизация бизнес процессов, исключение из производственного цикла действий, не создающих ценность для клиента.
Однако погоня за прибылью и направленное на исключительно финансовые показатели стратегическое мышление руководства некоторых компании приводят к необоснованному перемещению вниз по шкале ценностей компании вопросов  безопасности и охраны труда. Уменьшается доля запланированных затрат, сами бизнес  процессы пересматриваются не в пользу охраны труда сотрудников и окружающей среды. Практически прекращается поддержка местных муниципальных образований в развитии природоохранных программ, экологических инициатив и проектов по повышению эффективности системы здравоохранения.
Все вышеперечисленное оказывает мощное негативное возвратное влияние на эффективность бизнеса самой компании.
Реинжиирнг бизнес процессов радикально меняет производственную философию в целом, в частности к вопросам безопасности труда. Формирование процессных кросс функциональных команд переводит соблюдение техники безопасности из разряда поднадзорной сверху обязанности рядовых сотрудников в более высокий статус общекомандной миссии, заметной и оцениваемой в масштабе всей компании.
Поскольку все участники процессной команды действуют в соответствии с распределенными ролями в рамках своего участия в бизнес процессе, управление состоянием соблюдения техники безопасности переходит из состояния преимущественно  надзорной  сферы деятельности в более творческую и эффективную сферу разработки и описания безопасных бизнес процессов. Важнейшими факторами безопасности становятся определенные соотношения риска и уровня производства, при которых производство не несет прямой угрозы здоровью и жизни сотрудников, собственности компании или ущерба третьим лицам.
"Встроенная в процесс" безопасность как элемент реинжиниринга бизнес процессов намного эффективней системы безопасности привнесенной извне, стандартизированной первоначально с элементами последующей  адаптации.
Вариантное исполнение бизнес процессов, принцип обеспечения ресурсами и выполнения работ в строго определенное время (JIT-подход) уменьшают до оптимального объем выполнения работ и привлечение ресурсов снижают общее количество нечастных случаев на производстве как значения пропорционального общему объему активности в компании.
Качественное улучшение показателя безопасности обеспечивается проработкой вопросов охраны труда на стадии проектирования бизнес процессов. Базовым представлением является признание невозможности достижения абсолютной, стопроцентной безопасности на рабочих местах. В бизнес процессы на стадии проектирования закладываются детальное расследование несчастных случаев, причинно-следственный анализ, статистическая обработка результатов. Заранее на длительный период планируются регулярные проверки знаний, тренинги, совещания по обмену опытом,
Имеется положительный опыт "лучших практик" обеспечения безопасности бизнес процессов при реинжиниринге. В частности оптимизируется склад, доставка заказывается не на центральный склад, а до производственного филиала напрямую, максимально увеличивается число сотрудников имеющих право анонимно возбудить расследование по фактам нарушения техники безопасности и отклонения от выполнения бизнес процесса по формализованной процедуре. Также считается эффективным сокращение времени производственного цикла и исключение временных разрывов. Большое внимание уделяется автоматизации выполнения  бизнес процессов, обеспечения действий участников в соответствии с закрепленными ролями
и в указанные сроки. Мировая практика подтверждает , что производства в компаниях, где внедрены CRM системы более безопасны.
Типовой бизнес процесс анализа уровня риска и опасностей включает в себя подпроцесс определения уровня риска и его бенчмаркинг. При определении уровня риска как неприемлемого производится оптимизация бизнес процесса и повторная оценка. Сам подпроцесс анализа содержит в себе три бизнес процессы более низкого уровня:
-Анализ риска возникновения несчастных случаев по причине человеческого фактора. В качестве профилактики применяются приемы совместной подачи сигнала управления двумя операторами одновременно или как минимум требуется согласованное действие двумя руками одного оператора. Ведется профилактическая работа, изучается практика расследования происшествий.
-Причинно-следственный анализ позволяет выделить взаимосвязь нескольких причин происшествия, нередко находящихся за гранью человеческой логики.
-Анализ потенциальных проблем позволяет предвидеть возникновения несчастных случаев при моделировании различных комбинаций возможных причин.
Очень важно, чтобы каждый участник процессной команды обладал знаниями и опытом для участия в анализе уровня безопасности по всем трем вышеперечисленным процедурам своего бизнес процесса. А в самой компании при регулярных проверках бизнес процессов на актуальность и полноту описания необходимо уделять особое внимание бизнес процессам анализа и обеспечения безопасности на рабочих местах

No comments:

Post a Comment