Monday, 15 June 2015

Четыре ключевых составляющих реинжиниринга бизнеса.

Помните литературного героя, который "читал Адама Смита, а Апулея не читал"? Именно Адам Смит (Adam Smith, "Wealth of Nations", 1776) инициировал своей идеей о разделении труда этап небывалого развития производства за счет использования внутренних резервов и повышения производительности труда.
По мнению авторов современной книги, ознаменовавшей своим появлением начало переворота в подходе к организации бизнеса гг. Микаэля Хаммера и Джеймса Чампи (Michael Hammer & James Champy "Reengineering the Corporation", 1993)- при анализе состояния эффективности бизнеса любой компании целесообразно проследить все типовые этапы эволюции, достаточно ли нашли применение революционные в свое время, но ограниченно применимые сегодня:
-Идеи самого Адама Смита об эффективности разделения труда.
-Идеи Генри Форда о  движущемся конвейере и серийном производстве.
-Идеи Альфреда Слоана о разделении труда руководящих работников и назначение на высшие руководящие должности экономистов без отраслевой экспертизы, ведения бизнеса с преимущественно финансовыми показателями ( полет по приборам, огромный штат аудиторов, верификаторов и т.д. докладывавших на верх, информацию для формирования нескольких далеких от производственной специфики исключительно финансовых показателей).
-Идеи гг. Нортона и Каплана о необходимости использования не только финансовых показателей, но по их представлению как минимум четырех т.н. перспектив, где "Финансы" на самом верху по важности, но также присутствуют показатели состояния рынка и клиентов, собственного состояния развития компании, собственных трудовых ресурсов.
-Я от себя позволю себе добавить про необходимость использования методов бережливого производства и мобилизации внутренних ресурсов- это  Сикс Сигма и ее облегченные версии, такие как Лин, Кайзен и т.д..
-Теории реинжиниринга бизнесов, по идеологии создания не соответствующих высоко конкурентному современному рынку, на котором основным игроком является потребитель, который диктует свои требования по цене, качеству и возможностям продукта. Мы возвращаемся к трудам гг. Хаммера и Чампи, говоря точнее к их первому совместному труду "Реинжиниринг корпорации". Надо отметить, что господа пишут исключительно об Американской промышленности и как бы для Американских бизнесменов, от чего актуальность их труда не проигрывает, мы и сами разберемся, что для нас актуально.

Актуально многое. В то время , как у нас в конце 80х годов были ( там где я жил) талоны на мыло, сахар и т.д.)- там у них наметилось перепроизводство и перестали как в 60-х годах покупать без выбора. Покупатели стали выбирать, и некоторые производители оказались в проигрыше.
Анализ ситуации показал, что в проигрыше оказались компании, созданные по принципам 19 века, на которых еще можно было как то в 20 веке, но в 21 век таким компаниям путь закрыт.
Поднялась паника-Кризис!
Да! Кризис! Подтвердили гг. Хаммер и Чампи и кризис этот по их утверждению для тех, кто не соизволит перестроить свой бизнес в соответствии с современными реальностями не закончится никогда.
Если взять в качестве примера некий современный ( отнюдь не по уровню организации бизнеса), обосновавшийся у нас банчок, привыкший брать  дешевые деньги за кордоном и втридорога навязывать нашим гражданам, которые не могут упустить единственный и может последний шанс обзавестись собственным пусть ипотечным жильем, купить хоть раз в жизни новое что-то напоминающее машину- то для таких кризис не закончится никогда. Не закончится никогда кризис и для сопутствующих им паразитов: финансовых консультантов типа "мы за 10% поможем Вам взять кредит там, где Вам отказали" и ипотечных направлений деятельности страховых компаний.
Итак, определяя степень применимости вышеперечисленных теорий и "Мировых лучших практик" к нашей действительности необходимо признать их высокую актуальность.
Идеи времен 1960-х годов прошлого века о разделении труда руководящих сотрудников и подмены их отраслевой экспертизы общеэкономическим образованием ( например разделение компании на хозрасчетные брендовые  единицы "Понтиак", "Шевроле", "Кадиллак" и т.д.с применением метода управления по ключевым показателям широко прижилась.
На транспортной выставке я спросил одного директора, как у них с ключевыми показателями- оказалось как раз с ними все в порядке, действует почти 300 штук и еще 50 этим летом введут.
Для кого гг. Нортон и Каплан доказывали, что для руководителя нужна "приборная панель" как в машине с небольшим, актуальным и эффективным набором показателей числом не более 10 в моем понимании? И сама теория гг. Нортона и Каплана, теория "Сбалансированных показателей" используется неверно, ключевые показатели ( модно называемые "кипиаями" (пародия на KPI по Нортону и Каплану)) присваиваются везде, где идея применение принципов сдельной оплаты труда при ненормированном рабочем дне кажется привлекательным.
Слово "Реинжиниринг" становится популярным. Им даже иногда пугают собственных сотрудников как синонимом якобы происходящих одновременно с реинжинирингом сокращений при распространенном ошибочном трактовании реинжинирнинга как "Даунсайзинга", тотального сокращения для предотвращения перепроизводства при падении доли на рынке ( падении продаж).
Авторы теории реинжингиринга предвидели подобное развитие событий, для профилактики профанации и искаженного представления своей теории, большое внимание уделили детальному определению реинжиниринга как процесса и его четырех ключевых составляющих.
Итак, цитирую ( это на странице 32 первого издания, читаем в подлиннике): ""Реинжиниринг"правильно определить как"фундаментальное переосмысливание и радикальное переконструирование бизнес процессов для достижения драматических улучшений в критических показателей деятельности, таких как  стоимость, качество, сервис и скорость"".
Авторы указывают, как на правильную, именно на на эту трактовку определения реинжиниринга как процесса и подчеркивают , что именно она содержит определение четырех ключевых составляющих реинжиниринга бизнеса.

Термины "Стоимость", "Качество", "Сервис" и "Скорость" не являются по мнению авторов описанием ключевых составляющих реинжиниринга бизнеса.

И цель настоящей статьи-распространение  ООО"Протобэйз Лабораториз" (www.protobase.ru) в порядке проведения мероприятий входящего маркетинга полезной отечественным предпринимателям информации.
Реинжиниринг становится модным словом, на рынке консалтинга все больше предложений, мы же сейчас обращаемся к первоисточникам с вопросом, что это такое и кому это действительно необходимо.
На второй вопрос короткий ответ будет следующий:-"Реинжиниринг нужен не всем".

Если руководство или владельцев бизнеса беспокоит исключительно 10% падение продаж или соответствующее падение иных показателей, то желаемого результата им проще достичь путем внедрения процессного подхода и сокращения издержек по методу Лин.

 Более укрупненно можно отметить, что если владельцев и топ-менеджеров волнуют проблемы именно 10-15% улучшения показателей "Стоимости", "Скорости", "Качества" и "Уровня сервиса", то планировать реинжиниринг им рано.

А план мы предлагаем следующий:
-Необходимо первоначально выйти на уровень  BSC - применения системы сбалансированных показателей.
-Внедрить процессный подход, описать, проверить на актуальность и оптимизировать бизнес процессы.
-Создать команду энтузиастов применения принципов бережливого производства  Сикс Сигма, Лин или Кайзен.
-Разработать и разъяснить сотрудникам, клиентам и партнерам атрибуты корпоративного планирования- Стратегическое видение, Миссию, задачи и цели компании.
-Внедрить СRM как систему управления (развить теорию Нортона-Каплана и увеличить до семи количество перспектив, разместив наверху перспективу сервиса (менеджмента) клиентов).
-Развернуть корпоративное мышление в сторону первоочередного учета и удовлетворения потребности клиентов, реальностей рынка.
- Приобрести и внедрить ( никак не раньше вышеперечисленного) программное обеспечение CRM. Внимательно проанализировать ситуацию, провести бенчмаркинг.

И уже после принимать решение о проведении реинжиниринга на самом высоком уровне в компании. При этом реинжиниринг не должен принимать уродливые формы его искаженной реализации как развития и внедрения нового информационного и вычислительного оборудования или установки на старом оборудовании нового программного обеспечения, сокращения компании вдогонку за падающими продажами, упрощения как самоцели иерархической структуры компании ( уменьшение уровней в структуре), попыток более активной реализации мероприятий по плану повышения качества и уменьшение издержек.

Вряд ли будет востребован реинжиниринг в компании, где исполнительный директор опираясь на "великую тройку"-главбух -финансистка-кадровичка ведут деятельность в соответствии с указаниями учредителя опираюсь на его "административный ресурс". Сотрудники грамотные пошли, понимают, что все продолжается, до тех пор, пока этот административный ресурс есть, потихоньку разбегаются или готовят запасные аэродромы.

Не менее вышеупомянутого "банчка" привыкшего иметь маржу с перераспределения дешевых заграничных денег страдают от "Кризиса" различные импортеры и дистрибьюторы заграничных товаров , услуг и технологий. Накрутить 25 и более процентов к стоимости товара, к созданию которого не имели никакого отношения и потом еще брать лихие деньги за запасные части и сервис входит в привычку. Особенно чудеса творятся в иностранных представительствах, где экспат, обладающий правом подписи, приехавший по срочному контракту гол как сокол после развода вдруг осознает себя сэром и попадает в заботливые руки местной леди на незаметной должности "Секретарь" или "Референт". Бинго! Все проблемы сразу решаются. Через несколько лет, после окончания контракта, который не продляется ( леди хочет наконец за границу) мы видим в социальных сетях сладкую парочку, с горой коробок. Уехали, домик прикупили, распаковываются. "Мы  с первого дня мечтали и собирали коробки, даже забыли, что клали в коробки в прошлом году". Какой тут реинжиниринг, все было подчинено великой цели.

Так что же это такое-реинжиниринг? Кому он необходим и поможет?
Обратимся ко второму определению реинжиниринга, которое дают его основатели.
"Реинжиниринг- это начать с самого начала." Именно с чистого листа, отбросив устоявшиеся представления как было раньше, изобретая новые подходы.
Фактически это выражается в описании бизнес процессов, их осмысления и перестройке, именно процессов, в соответствии со здравым смыслом, "лучшими мировыми практиками", рекомендациями привлеченных специалистов и консалтинговых компаний.

Реинжинирнинг - это для тех, кто твердо решил осуществить прорыв наверх, в число лидеров или для тех, для кого это последний шанс выживания на рынке.

Дамы и господа! Внимание! Что же все-таки имели в виду основатели реинжиниринга, говоря о четырех ключевых составляющих реинжиниринга бизнеса:

-Фундаментальность.  В первую очередь определяется что не делать а что делать, и как это делать. Никаких предварительных условностей и указаний как это должно было быть, но не получалось. В банковской сфере это относится к целесообразности проведения проверки кредитоспособности клиента по стоимости превышающей ущерб от действий недобросовестных заемщиков.

-Радикальность. Термин произошел от латинского слова "корень". Реинжиниринг соответственно предполагается как процесс не поверхностный, а глубинный, искореняющий, а не модифицирующий старые, не эффективные методы ведения бизнеса.

-Драматичность. Это в смысле ситуации, в которой принимается решение о проведении реинжиниринга в компаниях при трех разных состояниях.
1.Компании, у которых как бы нет другого шанса изображаются в виде субъекта, лежащего у стены, о которую они разбились.
2.Компании, у которых бизнес как бы еще идет- это машина, которая несется при свете фар, что-то там впереди маячит- Может крепкая стена на пути?
3.Компании, у которых все в плане продаж и доли на рынке все в порядке, но амбиции требуют закрепить ситуацию и еще более развить успех- так вот такие компании представляют, как желающих обезопасить себя на рынке и пока есть ресурсы построить стену, о которую будут разбиваться не подготовленные конкуренты.

-Процессность. Это самый важный фактор. Компания должна быть ориентирована на процесс, который трактуется как набор действий в ответ на несколько входных событий которые приводят к появлению результата, представляющего интерес для клиента. Так в компаниях до сих пор популярна идея Адама Смита о разделении труда и разделении процессов на мелкие элементарные действия, которые при разделении труда будут успешно выполнять рабочие рационально невысокой квалификации и оплаты труда. Однако при отсутствии видения сотрудниками реальной полезности их действий для достижения целей компании и в первую очередь соответствия результатов требованиям и ожиданиям клиентов возникает вероятность возрастания выполнения непродуктивных действий и соответствующих расходов, в том числе появления большого штата"склеивающих" процесс сотрудников .

Все четыре вышеупомянутые составляющие реинжиниринга для его успешного проведения в компании должны присутствовать и находиться в балансе.













No comments:

Post a Comment