Wednesday, 27 May 2015

Как зарождалась теория реинжиниринга бизнес процессов.

Картинка к статье символизирует состояние дел в при отсутствии в компании процессного подхода. Наличие процессного подхода позволяет навести порядок и повысить эффективность бизнеса. Возможны варианты:
1.Медленно и постепенно повышать эффективность уменьшая дефекты, затраты и претензии со стороны клиентов.
2.Радикальный метод реинжиниринга, при котором оценивается  соcтояние "как есть", определяется состояние "как должно быть" и выполняются действия по плану, при этом за короткий промежуток времени вносятся изменения в производственные процессы, должностные инструкции и штатное расписание. Перестраивается работа с поставщиками и дилерами. Достигается существенное повышение эффективности бизнеса, на что ушли бы при традиционном подходе годы.
Идеи реинжиниринга актуальны. Ситуацию предвидел еще в 1990 году профессор М. Хаммер, опубликовав первую статью по реинжинирингу. В 1993 году в соавторстве с Джеймсом Чампи выходит ставшая бестселлером десятилетия их книга"Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе" (Michael Hammer, James Champy. "Reengineering the corporation").
В то далекое время крупные корпорации еще не испытывали необходимости работать лучше, быстрее, внимательнее к клиенту. Однако очевидными стали диспропорции между традиционным  "бюрократически-командным методом управления компаниями по методу управления железной дорогой, сложившимся рынком товаров и услуг в США и возросшими требованиями клиентов, в том числе и привычка выбирать и сравнивать товары разных производителей.
Авторы призвали сконцентрировать внимание на ключевых показателях эффективности бизнеса: цене, качестве, скорости и соответствии запросам клиентов. Организация бизнеса с ориентацией на выполнение задачи была обозначена как устаревшая. Была обоснована необходимость применения процессного подхода и в результате перехода к процессному подходу"фундаментального переосмысления и радикальной перестройки процесса создания продукта. Было отмечено, что вместо конкурентной борьбы и тщательного изучения состояния дел у конкурентов необходимо максимум усилий направить на изучение рынка и потребностей клиентов и прогнозирования этих потребностей на момент предполагаемого появления на рынке новых товаров.
Топ-менеджеров авторы призвали перестать быть счетоводами и стать лидерами, при этом часть полномочий распределить среди энтузиастов, освободив свое время для принятия и обоснования стратегических решений. Чтобы наделенные полномочиями энтузиасты не разнесли бизнес, была обоснована необходимость формулирования как обязательных атрибутов корпоративного планирования деятельности компании "стратегического видения", "миссии", " задач" и "целей".

Мы в нашей компании ООО"Протобэйз Лабораториз"(www/protobase.ru) начинаем выполнение работ по реинжинирингу бизнес процессов у клиентов именно с определения актуальности  формулировки атрибутов корпоративного планирования: стратегического видения (VISION), миссии компании (MISSION), задач и целей. Без этого невозможно построение системы управления как системы, с помощью которой организация управляет объектами внутренней и внешней среды для достижения поставленных целей.

Также авторами книги  были предложены как элементы реинжиниринга следующие изменения:
-Изменение обязанностей сотрудников, из подконтрольных исполнителей сотрудники должны определенным образом функционально превратиться  в наделенных полномочиями энтузиастов.
-Профессиональная подготовка должна стать более образовательной, а не тренировкой для выполнения узкой задачи.
-Оценка деятельности должна основываться не на учете преодоленных трудностей и затрат, а не полученном результате.
-Сам результат оценивать по степени его соответствия достижению задач и целей компании, соответствию миссии компании.
-Продвижение по службе производить по способностям кандидата, " платить за сделанную работу, но продвигать за возможность работать по-новому, лучше, результативнее".
-Руководители подразделений должны стать тренерами, а не командирами.
-Организационная структура должна стать значительно меньше иерархичной.
При этом отмечалось, что реинжиниринг невозможен как инициатива снизу. "Выдвигается как аксиома ( не требует доказательств и не обсуждается) утверждение, что реинжиниринг не произойдет снизу вверх, его необходимо производить по под давлением сверху, руководители среднего звена необходимыми полномочиями не обладают".

Какие справедливые слова! Фотографию соавторов с этой удивительной по своей значимости книгой можно найти по ссылке (Photos of Michael Hammer and James Champy Boston Photographer Stanly Rowin Photo Blog).

В сентябре 2008 года Микаель Хаммер скончался. Но он оставил нам свой совет.
В успешных компаниях. применяющих процессный подход "структурные подразделения не являются больше независимыми, они становятся участниками централизованного процесса. Необходимы будут новые навыки управления."



No comments:

Post a Comment